Отношение к тестам разное, от полного недоверия и отрицания, до обратного - принятия любого результата теста за истину. Ну и конечно же правда где-то по середине. Попробую немного рассказать о том, как и для чего психологи используют тесты.
- Первое предварительное знакомство. Иногда бывает полезно начать с тестов, особенно, если долгой работы не предполагается, чтобы во-первых, немного снизить напряжение клиента, так как сразу начать говорить о важном бывает сложно, ну а во-вторых, самому психологу слегка сориентироваться, кто же перед ним.
- Как частный случай первого пункта, тест может служить поводом поговорить с подростком, ведь они часто бывают достаточно закрыты, а кроме того, не всегда хорошо ориентируются в своих чувствах и переживаниях, чтобы о них говорить. А тест, с его вопросами, дает отличную почту для разговора. Часто одного обсуждения и уточнения вопросов бывает достаточно, чтобы установить контакт. Ну и вообще подростки любят узнавать о себе новое и чувствовать интерес к себе.
- Попытка выявить зону, в которой лежит проблема, например, школьной неуспешности. Взять, например, ситуацию, когда ребеноку почему-то не дается заучивание новых слов. Причина тут может быть разная, это может быть связано со слухом, с краткосрочной или долгосрочной памятью, с мотивацией и так далее…
- Написание заключения. Иногда психолог должен написать некое заключение, например, для школы, тогда проводится более менее стандартный набор диагностических методик, по которым это заключение потом пишется.
- Оценка уровня сформированности навыка или развития психической функции, такой как память, например.
- Решение точечной задачи, например, профориентация. Но и там невозможно обойтись одним только тестом, всегда очень важно обсуждение.
- Определение психопатологии. Патологии мышления часто можно выявить с помощью некоторых тестов. Конечно, нужны не только тесты, но они помогают и ускоряют процесс, так как провоцируют проявление болезни.
Почитать еще:
Что делает психолог?
Практическое самопознание
Индульгенция на зависть