НА ФОРУМАХ
131
2
68
1
56
1

Можно ли доверять тестам?

8ebf90f3bc047c8a4030744457ba711a.jpg
"Психологические" тесты сейчас можно встретить буквально везде... В интернете, в популярных журналах, при приёме на работу, ну и конечно, собственно в работе психолога. Чаще всего они применяются в школах, когда надо оценить по какому-то критерию весь класс или собрать информацию о конкретном ребёнке. Если же речь идёт о длительной работе, тест может стать её началом, отправной точкой, так сказать.

Отношение к тестам разное, от полного недоверия и отрицания, до обратного - принятия любого результата теста за истину. Ну и конечно же правда где-то по середине. Попробую немного рассказать о том, как и для чего психологи используют тесты.
  1. Первое предварительное знакомство. Иногда бывает полезно начать с тестов, особенно, если долгой работы не предполагается, чтобы во-первых, немного снизить напряжение клиента, так как сразу начать говорить о важном бывает сложно, ну а во-вторых, самому психологу слегка сориентироваться, кто же перед ним.
  2. Как частный случай первого пункта, тест может служить поводом поговорить с подростком, ведь они часто бывают достаточно закрыты, а кроме того, не всегда хорошо ориентируются в своих чувствах и переживаниях, чтобы о них говорить. А тест, с его вопросами, дает отличную почту для разговора. Часто одного обсуждения и уточнения вопросов бывает достаточно, чтобы установить контакт. Ну и вообще подростки любят узнавать о себе новое и чувствовать интерес к себе.
  3. Попытка выявить зону, в которой лежит проблема, например, школьной неуспешности. Взять, например, ситуацию, когда ребеноку почему-то не дается заучивание новых слов. Причина тут может быть разная, это может быть связано со слухом, с краткосрочной или долгосрочной памятью, с мотивацией и так далее…
  4. Написание заключения. Иногда психолог должен написать некое заключение, например, для школы, тогда проводится более менее стандартный набор диагностических методик, по которым это заключение потом пишется.
  5. Оценка уровня сформированности навыка или развития психической функции, такой как память, например.
  6. Решение точечной задачи, например, профориентация. Но и там невозможно обойтись одним только тестом, всегда очень важно обсуждение.
  7. Определение психопатологии. Патологии мышления часто можно выявить с помощью некоторых тестов. Конечно, нужны не только тесты, но они помогают и ускоряют процесс, так как провоцируют проявление болезни.
Тест это сетка. Ответы никогда идеально не отражают живого человека. Поэтому потом всегда необходимо говорить и получать живое впечатление, уточнять вопросы и так далее. Ну а психотерапия вообще далека от теста, ибо там именно индивидуальное, уникальное важнее всего. Так что на мой взгляд, тест хорошо как первоначальный инструмент, если его не идеализировать и не злоупотреблять им.

Почитать еще:
Что делает психолог?
Практическое самопознание
Индульгенция на зависть

Здоровый свет